Форум

Форум

Пишите, общайтесь, задавайте вопросы.
Форум посвящён вопросам приходской, церковной и духовной жизни.  RSS

ПоискПоиск  
Сегодня: 04.08.2020 - 03:47:46
Страницы:  1  2  
Форум » Богословие » Послушание
АвторСообщение

Эльф

Интересующийся



Данные профиля



Статистика:
Тем создано: 12
Сообщений: 70
Репутация: 101 ±
Нарушения: 0

Часто в литературе и проповедях можно встретить необходимость для христианина добродетели послушания. Но иногда объяснения того, что есть послушание расходятся и очень сильно. Что же такое послушание?

Сообщение # 1 08.04.20 - 11:27:06

KoT

Администратор



Данные профиля



Статистика:
Тем создано: 36
Сообщений: 227
Репутация: 327 ±
Нарушения: 0

Тема послушания достаточно обширна.

Во-первых, думаю, надо разделить послушание на послушание христиан светской власти и власти духовной. Это, мне думается, принципиально. "Итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Матф.22:21). Во-вторых, важно определиться является ли любая духовная власть, или скажем точнее - является ли любое лицо, имеющее священный сан, полноправным представителем Бога, требующим всецелого послушания. И, в-третьих, надо рассмотреть послушание как форму аскетического делания, рассмотреть как приобретаемую человеком добродетель. Это та сфера, где любят сажать капусту вверх ногами. Будет ли слепое копирование подвигов пустынников добродетелью для любого человека по умолчанию? В контексте такого деления можно рассмотреть и источник власти, требующий послушания - светские правители, церковная иерархия и, скажем так, духовники.

Сообщение # 2 02.05.20 - 21:23:21

KoT

Администратор



Данные профиля



Статистика:
Тем создано: 36
Сообщений: 227
Репутация: 327 ±
Нарушения: 0

К теме послушания христиан власти светской:



Единственное что прокомментирую, так это сомнительное оправдание поступка Патриарха Григория V в вопросе фактического предательства соплеменников.

Когда Александр Ипсиланти с гетеристами перешёл реку Прут, имея намерение поднять восстание Молдавии и Валахии, патриарх Григорий отлучил его от Церкви, чтобы спасти оттоманских греков от расправ, которые тем не менее последовали позднее, когда началось восстание в Морее 25 марта (6 апреля) 1821 года.

«Вы были поставлены перед выбором между войной и позором, — заявил много позже Черчилль. — Вы выбрали позор, но вас ждет и война».

Священномученик Григорий V все же канонизирован за стойкость веры в первую очередь.

Сообщение # 3 02.05.20 - 21:29:51

KoT

Администратор



Данные профиля



Статистика:
Тем создано: 36
Сообщений: 227
Репутация: 327 ±
Нарушения: 0

К теме послушания церковной иерархии для размышления:


    Цитата:
    «Из Писания мы знаем, что низший по иерархии архангел Михаил не подчинился высшему по иерархии – Люциферу, распознав противление Истине-Богу. А те, кто послушался, из ангелов – стали бесами. Поэтому не само по себе послушание иерархии есть правда, а послушание в согласие с Волей Божией, в духе Истины».

Авторство фразы приписывается архиепископу Аверкию (Таушеву). Но я не нашел первоисточник. Хотя идею, кому бы она не принадлежала, поддерживаю. Поддерживаю хотя бы на том основании, что она вполне апостольская:


    Цитата:
    Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? (Деян.4:19)

Апостолы так ответили там, где собрались "начальники их и старейшины, и книжники, и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического" (Деян.4:5,6). Т.е. апостолы, будучи очень набожными иудеями, не отождествляли израильских архиереев с источниками Божественной Воли.

И далее:

    Цитата:
    Петр же и Апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. (Деян.5:29)

Это ответили апостолы в синедрионе, некий аналог современного Св. Синода, на призыв к богохульству. Молчание иногда тоже может быть богохульством.

Сообщение # 4 02.05.20 - 21:45:40

Nemo

Интересующийся



Данные профиля



Статистика:
Тем создано: 7
Сообщений: 89
Репутация: 111 ±
Нарушения: 0

Наверное, для каждой власти есть круг легитимных полномочий, в пределах которых эта власть осуществляется. Где-то слышал, что слово "святой" в иврите может толковаться как "отдельный, выделенный для какой-то особой функции". В этом смысле всякая власть от Бога, но только в пределах своих полномочий и функций.

А превышение власти - уголовная статья во всех цивилизованных странах. Не говоря уже про Закон Божий.

Сообщение # 5 03.05.20 - 03:36:56

KoT

Администратор



Данные профиля



Статистика:
Тем создано: 36
Сообщений: 227
Репутация: 327 ±
Нарушения: 0


    Цитата:
    Наверное, для каждой власти есть круг легитимных полномочий, в пределах которых эта власть осуществляется.

Пожалуй, да. Так и есть. Можно попробовать определить эти пределы. В том смысле, что не назначить их, а попробовать на основе Евангелия и других первоисточников определить где же заканчиваются властные полномочия и начинается блажь от ветра в голове.


    Цитата:
    всякая власть от Бога

Это, кстати, распространенный, но вольный пересказ мысли апостола. Сама мысль звучит несколько иначе:
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. (Рим.13:1)

Руслан Калинчук (см. видео) указал, кстати, на толкование этой мысли апостола Павла. По мнению свт. Иоанна Златоуста речь идет не о том, что любые действия любого начальника по-умолчанию имеют Божие Благословение или угодны Богу. Речь идет о том, что в принципе Бог установил в мире иерархию в противовес разрушительной анархии:


    Код:
    Неужели всякий начальник поставлен от Бога? Не то говорю я, отвечает (апостол). У меня теперь идет речь не о каждом начальнике в отдельности, но о самой власти. Существование властей, при чем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, - все это я называю делом Божьей Премудрости. Потому (апостол) и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: несть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть.

http://bible.optina.ru/new:rim:13:01

Если уже выступать апологетами "любой" власти, то следует цитировать апостола Петра:
13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, 14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - 15 ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - 16 как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. (1Пет.2:13-16)

Но тут один маленький есть, но ключевой нюанс. Петр говорит: для Господа и как рабы Божии. Т.е. отправной точкой такой покорности, опять же, выступает страх Божий и Божественное Откровение. А не самодурство начальствующего.

Сообщение # 6 03.05.20 - 16:51:29

Nemo

Интересующийся



Данные профиля



Статистика:
Тем создано: 7
Сообщений: 89
Репутация: 111 ±
Нарушения: 0

По сути, если рассматривать ересь и раскол как личный грех конкретного церковного деятеля - это превышение власти. Значительная часть людей впадают в них следуя за своим лжепастырем, извращенно понимая тезис о послушании властям. Т.е. не как рабы Божии и не для Господа, а как рабы похоти отдельного, в какой-то степени, обожествляемого ими человека.

Сообщение # 7 04.05.20 - 20:56:37

KoT

Администратор



Данные профиля



Статистика:
Тем создано: 36
Сообщений: 227
Репутация: 327 ±
Нарушения: 0


    Цитата:
    в какой-то степени, обожествляемого ими человека

Или человек выше Истины (читай - Христа). Гуманизм - один из трех "китов" антихристианства.

Сообщение # 8 05.05.20 - 15:21:39

KoT

Администратор



Данные профиля



Статистика:
Тем создано: 36
Сообщений: 227
Репутация: 327 ±
Нарушения: 0

Есть про послушание. Есть про дезинфекцию лжицы.



Сообщение исправлено KoT 22/05/2020 07:18:29

Сообщение # 9 21.05.20 - 20:41:28

Reader

Новичок



Данные профиля



Статистика:
Тем создано: 2
Сообщений: 87
Репутация: 91 ±
Нарушения: 0

Святитель Игнатий Брянчанинов.
Приношение современному монашеству. Глава 12.

Преподобный Кассиан Римлянин говорит, что египетские отцы, между которыми особенно процветало монашество и приносило изумительные духовные плоды, «утверждают, что хорошо управлять и быть управляемым свойственно мудрым, и определяют, что это величайший дар и благодать Святого Духа»82. Необходимое условие такового повиновения духоносный наставник, который бы волею Духа умерщвлял падшую волю подчинившегося ему о Господе, а в этой падшей воле умерщвлял и все страсти. Падшая и растленная воля человека заключает в себе стремление ко всем страстям. Очевидно, что умерщвление падшей воли, совершаемое так величественно и победоносно волею Духа Божия, не может совершаться падшею волею наставника, когда сам наставник еще порабощен страстями.

Те старцы, которые принимают на себя «роль», употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтоб точнее объяснить дело, которое, в сущности, не что иное, как душепагубное актерство и печальнейшая комедия, – старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании – послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знание суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими. Их неправильное и недостаточное настроение только в течение некоторого времени может оставаться незаметным руководимому ими неопытному новоначальному, если этот новоначальный сколько-нибудь умен и занимается святым чтением с прямым намерением спасения.

Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению апостола.

Бывали случаи, очень-очень редкие, что вера, по особенному смотрению Божию, действовала чрез грешников, совершая спасение этих грешников. В Египте старейшина разбойников Флавиан, намереваясь ограбить некоторый женский монастырь, облекся в монашеское одеяние и пришел в этот монастырь. Монахини приняли его как одного из святых отцов, ввели в церковь, прося принести о них молитву Богу, что Флавиан исполнил, против воли своей и к удивлению своему. Потом представлена была ему трапеза. По окончании трапезы монахини умыли его ноги. В монастыре одна из сестер была слепа и глуха. Монахини привели ее, и напоили водою, которою омыты ноги странника. Больная немедленно исцелилась. Монахини прославили Бога и святое житие странного инока, провозглашая совершившееся чудо. Благодать Божия низошла на старейшину разбойников: он принес покаяние, и из старейшины разбойников претворился в знаменоносного отца.

Такие события – исключения. Созерцая их, мы поступим правильно, если будем удивляться смотрению и непостижимым судьбам Божиим, укрепляться в вере и надежде; поступим очень неправильно, если будем эти события принимать в образец подражания.

Сообщение # 10 24.06.20 - 15:54:56
Форум » Богословие » Послушание
Эсхатологические размышления :Предыдущая тема
Страницы:  1  2  

Администратор запретил отвечать гостям на сообщения! Для регистрации пройдите по ссылке: зарегистрироваться



Яндекс.Метрика
Powered by WR-Forum Professional © 2.2.2