Перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского

Память 23 июня  (по ст.ст.)

 

Герман (Садырев-Полевой) (+ 1567), архиепископ Казанский и Свияжский, святитель. В миру Садырев-Полевой Григорий. Родился в городе Старице, происходил из древнего боярского рода Садыревых-Полевых, ведущего свое начало от князей Смоленских. В молодые годы Григорий принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре от игумена Гурия [1]. В монастыре святой занимался книгописанием, был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком.

В 1551 году братия Старицкого Успенского монастыря, узнав о благочестии своего соотечественника, избрала его архимандритом. По их просьбе Герман принял от Тверского епископа, Акакия, рукоположение в священство и был возведён в сан архимандрита.

Вступив в управление монастырём, святой Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве - как внешнем, так и внутреннем. Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в своей обители устав преподобного Иосифа Волоцкого.

Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему постриженику, священноиноку Иову, впоследствии первому Патриарху Московскому, подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Любовь к уединённым подвигам вернула его в родной Волоколамский монастырь, где святой Герман спасался как простой инок. Когда же в Москве появился новый еретик Матвей Башкин, не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу, святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор 1553 года. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры.

В 1555 году, после покорения Казани, там была учреждена архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена Волоколамского монастыря святителя Гурия. Ему было поручено устроить в миссионерских целях Успенскую обитель в городе Свияжске. Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске по указанию святителя Гурия был назначен святой Герман. Был выстроен каменный собор с колокольней и монашеские келлии. Сам настоятель жил весьма скромно, в тесной келлии под соборной колокольней. Святой Герман особенно заботился о собирании монастырской библиотеки.

Вскоре монастырь его прославился широкой благотворительностью и стал центром просвещения Казанского края.

12 марта 1564 года, по преставлении святителя Гурия, святой Герман был посвящен во епископа Казанского. Непродолжительное время его управления кафедрой отмечено заботой о построении храмов и о просвещении края.

В 1566 году святителя Германа вызвал в Москву Иоанн Грозный и повелел избрать его на Московскую митрополичью кафедру. Святитель Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и святитель должен был поселиться в митрополичьих покоях до возведения в сан митрополита.

В сие время, беседуя с Иоанном Грозным наедине, он хотел испытать его сердце: начал говорить с ним, как должно первосвятителю, о грехах и христианском покаянии, тихо, скромно, однако ж с некоторою силою. Упомянул о смерти, о страшном суде, о вечной муке злым. Иоанн задумался, вышел от него с лицем мрачным, пересказал любимцам своим речи архиепископа и спрашивал, что они думают? Алексей Басманов ответствовал: "Думаем, государь, что Герман желает быть вторым Сильверстом: ужасает твое воображение и лицемерит, в надежде овладеть тобою, но спаси нас и себя от такого архипастыря". - "Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу", - передал царь архиепископу через своих любимцев и приказал изгнать святителя Германа с митрополичьего двора и держать в Москве под надзором. Митрополитом же Московским был избран свт. Филипп (Колычев) [2].

Около двух лет святитель пробыл в опале. Он один поднял искренний голос за святителя Филиппа, когда царь требовал его осуждения. 6 ноября 1567 года [3] скончался, полагают, что опричники были его убийцами. Его похоронили в церкви святителя Николая Гостунского.

Князь Курбский в сказаниях своих говорит о кончине святителя Германа так: "овии глаголют удушенного тайно за повелением его (царским), овии же ядом смертоносным уморенна". О свойствах же святителя изъясняет:

...и бе он яко тела великаго муж, так и разума многаго, и муж чистаго и воистину святаго жительства, и священных писаний последователь и ревнитель по Бозе, и в трудах духовных мног... человек простый, истинный и непоколебим в разуме, и великий помощник был в напастях и бедах объятым, також и к убогим милостив зело.

По просьбе жителей города Свияжск, мощи святителя в 1592 [4] году были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Гроб его встречал святитель Ермоген, тогда митрополит Казанский.

Тропарь, глас 4

От юности иго Христово усердно восприим, / бденными подвиги поста и молитвы прославился еси. / Отонудуже призывающу тя Богу на служение Церкви / в новопросвещеннем царстве Казанстем / вкупе со святителем Гурием воззван был еси, / идеже яко первоначальник / созданной тобою во граде Свияжске обители / и достойный первосвятителю преемник явился еси. / Духом предстоя престолу Владычню, / молися, святителю Германе, со святителем Гурием / православней пастве во благочестии преспевати, / тме иноверия светом веры разгнатися.

Ин тропарь, глас тойже

Яко великим пастырем единонравна / и учителем вселенныя единомысленна, / Церкви Божия служителя усердна, и строителя таин Христовых благоговейна, / стекшеся благовернии людие Свияжския обители Богомудраго основателя / и Казанския новопросвещенныя паствы святителя Германа / песньми и пении восхвалим, глаголюще: / не престай пресещати молитвами твоими на всю паству твою, в вере и благочестии блюди невредимо.

Кондак, глас 4

Доблестями преподобия и правды, / врученное тебе словесное стадо озаряя, / и на злачных слова Христова пажитях питая, / на правый путь заповедей Господних / силою духа твоего наставлял еси е. / Темже и ныне осеняемой цельбоносными чудотворении твоими, / в святую память, зовем тебе: / не престай, святителю, предстательствовати / пред Пастыреначальником о стаде твоем, / яко паствы твоея утверждение / и сущим по тебе святителем удобрение.

Использованные материалы

http://days.pravoslavie.ru/Life/life6532.htm

http://days.pravoslavie.ru/Life/life2493.htm

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?1_136

Полный Тропарион. - Издательство "Троица". - 2006. - Т. 1. - С. 74-75.

_____________________________________

[1]  Впоследствии свт. Гурий - архиепископ Казанский (+ 1563). Святой Гурий был настоятелем обители с 1542 до 1551 года.

[2]  Свт. Филипп убит в 1569 г. по приказу Ивана Грозного.

[3]  По др. источникам - 1568 г.

[4]  по др. сведениям - 1595 г.

Новости общины и сайта

 

Последние 20 новостей

Опрос

Ваше вероисповедание?

православный;
католик;
христианин другой конфессии;
мусульманин;
иудей;
буддист;
другое.


Начало опроса 04.02.2020г.
Итоги опроса 01.07.2020г.
Результаты >>

Святцы

август 2020 г.
Пн   3 10 17 24 31
Вт   4 11 18 25  
Ср   5 12 19 26  
Чт   6 13 20 27  
Пт   7 14 21 28  
Сб 1 8 15 22 29  
Вс 2 9 16 23 30  


Сегодня 04/08/2020
(22/07/2020 по ст.ст.)

вторник 9-ой седмицы по Пятидесятнице.
 Мироносицы равноап. Марии Магдалины (I).
Перенесение мощей сщмч. Фоки (403-404).
Преставление прп. Корнилия Переяславского (1693).
Прпмц. Маркеллы Хиосской.
Разработчики


Services are held in the Russian Orthodox Church at the following address:
Яндекс.Метрика
© Holy Royal Martyrs of Russia Orthodox Church - Sparks, Nevada, USA